MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ

Наших бизнесменов "венчают" с МВА

Начало февраля стало знаковым в системе бизнес-образования Нижнего Новгорода. На базе НГТУ начались занятия по программе МВА (мастер делового администрирования) О том, какое место эта программа занимает в бизнес-образовании, рассказывает ее руководитель, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, зав. кафедрой менеджмента НГТУ В.М. МАТИАШВИЛИ.

 

— Виктор Михайлович, как складывалась система бизнес-образования? Какое место занимает в ней МВА?

— В 1871 году в США в Пенсильванском университете впервые ввели в программу подготовки специалистов особый курс обучения менеджменту. С этого времени и начинается то. что мы называем современной системой бизнес-образования. Она включает в себя традиционное (вне организаций, осуществляемое образовательными учреждениями) и корпоративное образование на базе предприятий.
Традиционная система на сегодняшний день хорошо структурирована. Во всем мире это самостоятельная сфера бизнеса, кстати, очень прибыльного. Она включает в себя несколько ключевых уровней. Во-первых, это короткие курсы по специальным управленческим проблемам. Их длительность, как правило, не превышает одной недели. Они проходят на базе учебных заведений в виде семинаров, тренингов и т. д.
Второй уровень — переподготовка кадров. У нас в России эта программа позволяет получить свидетельство о повышении квалификации в области менеджмента. Третий уровень — собственно то. что мы называем профессиональной переподготовкой. Это программа от пятисот часов и более. Выпускники получают диплом государственного образца о переподготовке, дающий право заниматься новой сферой деятельности — управлением организациями. Следующий уровень — первое высшее специальное образование в области менеджмента, маркетинга, финансов или бизнеса в целом. Далее следует уровень второго высшего образования, которое является дополнительным. И венчает всю эту пирамиду программа МВА, которая получила развитие у нас в стране на государственном уровне совсем недавно. Этот эксперимент был начат Министерством высшего образования. Сегодня в нем получили право участвовать 17 вузов, которые уже готовы выпустить первых специалистов с полноценными дипломами МВА нового образца.
Это программа высшего уровня по подготовке менеджеров. Она предназначена для людей с высшим образованием, имеющим опыт управленческой работы. Как правило, это топ-менеджеры или менеджеры среднего звена. Особенность ее в том, она дает новую квалификацию. Выпускник становится обладателем диплома о втором высшем образовании. И в то же время эта программа аттестует его как профессионала в области менеджмента самого высокого уровня. Такие программы давно реализуются на Западе и считаются очень престижными. Ведущие мировые центры, обучающие по программе МВА, давно известны. Мы стараемся взять лучшее от них и одновременно адаптировать их опыт к российским условиям. В Нижнем Новгороде ряд программ назывались МВА. По своей сути они были программами-заменителями. Наш новый отечественный диплом МВA о поствузовском дополнительном образовании мирового образца. Он утвержден Министерством юстиции РФ и конвертируем на международном рынке труда. Но важен не документ, а профессиональные качества, носителями которых являются выпускники программы МВА. При таком дипломе и адекватной подготовке, в том числе языковой, наши менеджеры будут конкурентоспособны и в стране, и за ее пределами. Кстати, языковая подготовка по нашей программе такова, что на выходе предполагается достаточно свободное владение языком и деловое общение без переводчика. Дирекция нашей программы, которую возглавляет С.Г. Заржевский. много работает в этом направлении.

— Этот вид бизнес-образования спокойно "приживается" на российской почве или сталкивается с проблемами?

— Одна из проблем состоит в том. что не везде еще работодатели понимают значение такого диплома, его специфику. Скажем, в Москве, Петербурге и других центрах за обладателями этих дипломов гоняются. Их сманивают, перекупают. Они становятся жертвами хед-хантинговых (дословно "охота за головами") агентств. А в регионах, куда понимание значимости этого диплома еще не пришло, выпускники программы МВА особым спросом пока не пользуются. Но я думаю, уже очень скоро ситуация изменится.

— Как, по вашему мнению, обстоят дела с корпоративным обучением в системе бизнес-образования?

—Здесь, с моей точки зрения, находятся весьма интересные и перспективные направления. Ведь самые лучшие программы традиционного образования не могут учесть потребностей конкретных организаций, их проблем. Есть разрыв между теорией и практикой в каждой из этих программ. Как правило, это соотношение 80 на 20. Этот разрыв и должно восполнять корпоративное обучение непосредственно на предприятии. Я называю его обучающим консалтингом. Такое образование очень характерно для западных компаний, особенно американских. В США организации с числом работающих более ста человек тратят на обучение и развитие своего персонала 45 млрд долларов в год. Причем 70% этой суммы составляет заработная плата людей, которые осуществляют корпоративное обучение. Западный менеджмент хорошо осознает, что в конкурентной борьбе выиграет тот, кто больше знает и лучше умеет делать. Не случайно там так популярна идея самообучающейся, интеллектуальной, саморазвивающейся организации.

— Как обстоят дела с корпоративным обучением в Нижегородской области?

— Сегодня в стране, и у нас в Нижегородской области, есть предприятия, которые занимаются проблемами создания и совершенствования корпоративного обучения. В качестве примеров я назову Заволжский моторный завод, Нижфарм, Нижегородский масложиркомбинат с его профессионально отлаженной системой корпоративного обучения. Малый и средний бизнес также начинает интересоваться этими проблемами. Например, я консультировал одного быстро растущего предпринимателя, который занимается розничной торговлей. Через год я спросил, что получил он и его организация от совместной работы. Главное, ответил он, люди стали совершенно другими. Они начали мыслить стратегически. Изменилась технология менеджмента: руководство стало использовать делегирование полномочий, систему вовлечения работников в процесс управления. И эта частная фирма стала единой командой, заинтересованной в конечных результатах труда.
Корпоративное обучение более эффективно, чем традиционная система образования, так как, по скромным оценкам, дешевле в пять раз в расчете на одного обучающегося.

— От чего зависит качество корпоративного обучения?

— Многое в корпоративном обучении зависит от первого лица. Если руководитель не видит необходимости корпоративного обучения, считает инвестиции в человеческий капитал излишними — ничего толкового в этой организации произойти не может. Ведь вся система обучения направлена на то, чтобы научить людей с наименьшими затратами достигать максимальных конечных результатов. Западные компании считают каждый доллар, который вкладывается в корпоративное обучение. И вот результат: например, корпорация Motorolla получает с одного доллара, вложенного в обучение персонала 30 долларов чистой прибыли. Эффективный менеджмент придерживается принципа, который вывел один из мастеров и блестящих теоретиков бизнеса: "Если вы считаете обучение персонала делом чересчур дорогостоящим, посчитайте, во сколько вам обойдется его невежество."
Качество корпоративного обучения зависит и от правильной постановки задач, которые ставятся перед обучающими. Здесь сами работодатели зачастую действуют непрофессионально. Не умеют они работать с компаниями, которые предлагают образовательные услуги. Ставят не те задачи, выдвигают не те требования, получают не те гарантии, которые можно было бы получить. Правильно понять и поставить задачу — это отдельная тема обучения людей, которые работают с рынком бизнес-образовательных услуг.

— Что самое главное в процессе обучающего консалтинга?

— Обучить свой персонал так, чтобы в следующий раз они эту работу выполняли самостоятельно. Поэтому в любой договор с консалтинговыми фирмами умный руководитель всегда вставляет параграф обучения персонала. И обучение должно состоять не только из наблюдений за работой консультанта. Работники предприятия должны участвовать в процессе диагностики организационных проблем и организационном проектировании. А в результате — они должны самостоятельно выполнять ту работу, на которую приглашали консультантов.

— В чем сходство программы МВА с Президентской программой, а в чем различие?

— Программа МВА включает курс подготовки менеджеров для работы в другой социокультурной среде. А Президентская программа уже имеет хороший опыт в этом направлении, включая стажировки в других странах. Вообще Президентская программа дала Нижегородской области около 500 хорошо подготовленных управленцев нового типа. Коэффициент полезности их действия я оцениваю в 75%. Это хороший потенциал для будущего развития менеджерального корпуса в стране и в Нижегородской области.

— Почему, по вашему мнению, новая администрация недостаточно активно использует этот потенциал?

— Всякая новая администрация, которая меняет значительную часть аппарата, на первом этапе занята первоочередными. практическими проблемами. Надо удержать систему как минимум на том уровне развития, который был до них. В той кризисной ситуации, в которой оказалась администрация области, желание реалистично оценить положение дел, провести своеобразный внутренний аудит вызывает уважение. В ситуации банкротства (оказалось, мы банкроты) главная задача руководителя сделать так, чтобы последствия его в наименьшей степени воздействовали на людей, особенно на незащищенные слои населения. Эта проблема съедает до 90% времени. Но я давно знаю руководителей области как сильных и совестливых людей и надеюсь, что как только они сбросят груз повседневности, непременно придут к кадровым вопросам. Тогда, я убежден, будут востребованы и выпускники Президентской программы, и выпускники программы МВА.

Елена ШАЯН

Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru
DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24