MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ

Что захотим, то и получим


Термины "бизнес-образование", "бизнес-школа" все чаще употребляются среднестатистическим россиянином. Интерес заметно возрос, и не только внутри страны. Об этом свидетельствует недавний приезд профессоров Университета штата Флорида Роя Крама и Джона Крафта, проведших семинар в Лингвистическом университете и "мастер-классы" по программе МВА в техническом университете, где мы и беседовали с ними и российскими учеными о проблемах бизнес-образования.

Управляемое образование

Соединенные Штаты традиционно считались "Меккой" менеджмента. Именно в Штатах находятся самые известные бизнес-школы, где родились многие образовательные программы, в том числе и “Мастер делового администрирования” (МВА).

Не секрет, что сегодня российские менеджеры хотят пройти обучение по этим программам. Диплом МВА становится составной частью деловой репутации топ-менеджера и трамплином для успешной профессиональной карьеры.

Но российским работодателям уже мало самого диплома. Им важно, насколько полученное образование мобильно, насколько отвечает требованиям современного бизнеса и в какой степени помогает решать конкретные проблемы.

“Эти вопросы в США решаются путем взаимодействия сообщества бизнесменов и ассоциации американских университетов. Это взаимодействие очень тесное, — говорит Рой Крам, профессор финансов Уоррингтонского бизнес-колледжа. — Сам бизнес заинтересован в этом. Например, многие наши выпускники, которые являются лидерами в своих отраслях промышленности, входят в состав попечительского совета нашего университета. Этот совет разрабатывает рекомендации для всех наших курсов и образовательных программ. Он же указывает нам на новые тенденции в бизнесе, на рынке рабочей силы и т.д. А мы уж должны своевременно и адекватно реагировать на эти предложения.

Но если говорить в общем о требованиях, которые нам предъявляет современный бизнес, то они выражаются в следующем: студенту мало владеть тем или иным материалом, очень важно уметь решать проблемы.”

Российские работодатели не просто солидарны с американскими бизнесменами, они идут еще дальше в своих требованиях.

Две крайности

Считается, что выпускники западных бизнес-школ и обладатели диплома МВА предъявляют "поднебесные" требования к уровню заработной платы и необоснованные претензии на ведущие роли в руководстве компаниями ("Ведомости", № 79, 2002 г.). Руководство же некоторых российских компаний имеет "четкую установку: МВА не стоит ничего. Доброго стоит лишь человеческий опыт".

Если следовать и дальше двум этим параллельным мнениям, то проблемы с управленческими кадрами никогда не решатся. А российской экономике нужны не просто носители знании, даже если они умеют увидеть и решить проблему “в условиях отлаженного производства”. Нужны менеджеры, способные в критической ситуации принять решение и "нести ответственность за него", уметь "отладить многие процессы" (там же). Одним словом, в условиях рискового ведения бизнеса создать эффективно работающую систему.

Вот и решают российские работодатели и хедхантеры, "где найти такого, служителя не очень дорогого" (А.С. Пушкин).

Бизнес требует конкретики

По словам Джона Крафта, декана Уоррингтонского бизнес-колледжа, спрос на менеджеров, получивших образование в бизнес-школах, возрастает. "За последние несколько лет наиболее популярным и престижным не только в Америке, но и во всем мире стал такой вид бизнес-образования, как МВА."

Однако в Соединенных Штатах далеко не все могут быть допущены к этой программе. "Каждое образовательное учреждение само устанавливает требования к потенциальным студентам, — говорит Рой Крам. — Но обязательно любой университет требует хотя бы низшую ученую степень (высшее образование) и опыт работы в сфере бизнеса не менее двух лет. Как правило, наши студенты имеют практику менеджерской работы четыре года и более. При поступлении кандидат сдает экзамен по общему менеджменту" (нужно написать три эссе по экономике. — Е.Ш.), претендентам из России и других стран необходимо еще подтвердить диплом о высшем образовании и, если есть проблемы с английским языком, пройти курс TOEFL.

Но все эти требования—лишь прелюдия к серьезной работе. Формирование классного специалиста — это своего рода таинство. И главенствующую роль в этом играет опыт и практика. "В США на один час аудиторных занятий в бизнес-школе приходится около трех часов практики, — продолжает беседу профессор Крам. —Таким образом, обучение сфокусировано на независимом решении проблем, на командной работе, которую студенты выполняют вне аудитории.

Я, например, могу без труда преподавать теоретические аспекты. Что же касается применения теории в конкретных условиях ведения бизнеса, то здесь мы поощряем студентов. Они должны сами применять на практике то, чему мы учим их в аудитории посредством разбора ситуаций (кейс-стадис) или изучения проектов. После того, как студенты воплотили свои проекты, мы обсуждаем на занятиях их успехи или проблемы, с которыми они столкнулись. Им дается возможность как бы изнутри взглянуть на проблему, чтобы адекватно оценить ситуацию и выбрать оптимальное решение."

Можно сказать, что в ходе обсуждения происходит взаимный обмен знаниями и опытом между слушателем и преподавателем. "Возможно, это самый важный аспект для достижения успеха обучения. Дело в том, что все студенты имеют богатый опыт практической работы в бизнесе. Они очень четко и детально представляют те проблемы, с которыми сталкиваются. Обсуждая их, я могу проследить, как теоретические знания, которые я передал ученикам, применяются в бизнесе."

По мнению профессора Крама, главный акцент надо делать на конкретике обучения. Она должна предполагать создание для менеджеров информационной и финансово-оценочной базы. Эти два фактора необходимы для принятия решений, способствующих созданию рыночной стоимости предприятия. Пути и способы создания рыночной стоимости компании, в понимании профессора, — один из главных пунктов любой программы МВА.

“Мы будем выращивать своих менеджеров”

Многие компании в России пришли к выводу, что надо растить своих менеджеров, и готовы платить за это немалые деньги. А вот готово ли российское образование удовлетворить запросы отечественного бизнеса?

По мнению Джона Крафта, бизнес-образование в России, в том числе и программа "Мастер делового администрирования", проходит только начальную фазу, И чтобы достичь уровня американских или европейских бизнес-школ (лицензированных по международным стандартам) российским университетам понадобится двадцать лет. К тому же, утверждает профессор Крафт, в России существует много программ МВА, но нет единой системы их оценки, и содержание программы может быть отлично от мировой практики.

"Двадцать лет — цифра явно завышенная. Американские ученые, которых я очень уважаю, не вполне владеют ситуацией в России, — говорит Виктор Матиашвили, профессор НГТУ, руководитель программы МВА. — За десять лет мы прошли такой путь в бизнес-образовании, на который иным странам понадобилось полвека."

Залогом успеха можно считать уже то, что российский бизнес точно знает и формулирует, какое образование ему нужно, какие знания он хотел бы получить от той или иной программы.

"Мы должны сами предъявлять требования к программам обучения", — говорит директор по управлению персоналом ОАО "ЗМЗ" Юрий Хрисанов.

Мнение менеджера разделяет и Виктор Матиашвили: "Слушатели сами должны сформулировать то, что они хотят. Я думаю, содержание элитной российской программы МВА должны создавать три стороны: потребитель (потенциальный студент), зарубежные преподаватели, обладающие большим опытом и современными технологиями бизнес-образования, и российские преподаватели, которые владеют знаниями условий ведения бизнеса в России и в регионах. Нашу программу мы строим именно так и стараемся учитывать при этом специфику региона".

По мнению американских и российских специалистов, проблемы в бизнес-образовании у нас, по сути, одни и те же: финансирование и кадры. Однако преподавательские кадры у нас растут очень быстро. “В России много умных людей и хороших специалистов. Надо выращивать свои преподавательские кадры, —считает В. Матиашвили.—Тем более что все условия для этого есть. Мы читаем одни и те же книги, получаем одну и ту же информацию через интернет. Для нас нет секретов в бизнес-образовании ни в содержании, ни в технологиях, как это было 10—15 лет назад.”

Что касается финансирования бизнес-школ, то одна из его составляющих — стоимость обучения, в нашей стране и, скажем, в США, отличается в среднем на порядок. Например, дистанционное обучение по МВА в Университете штата Флорида обойдется россиянину в 22 тыс. долларов. В Нижнем Новгорода лицензированная очная программа МВА — 3,5 тыс. долларов. В Москве — от 5,6 до 10 тыс. долларов, в Санкт-Петербурге—от 5,5 до 7 тыс. долларов. Но, несмотря на разницу в финансировании, бизнес-образование в России развивается очень динамично. “Мир меняется сейчас настолько быстро, что мы вынуждены также оперативно вносить изменения во все наши программы и курсы”, — говорит Рой Крам.

Однако, по мнению ученого, есть знания и навыки, которые менеджер должен непременно обрести в ходе обучения: "Прежде всего им необходимо понимание финансового учета, потому что финансовый учет — это язык бизнеса. Также необходимы прочные знания финансовой экономики, потому что финансовая экономика — это скелет, вокруг которого базируется принятие любых решений в сфере бизнеса. Также необходимо понимание рынка и тех мотиваций, которые понуждают покупателей покупать тот или иной товар, ту или иную услугу. И в завершение — им нужны навыки лидерства: как создать у людей необходимую мотивацию к труду, как объединить их в команду" И эти ключевые требования —одинаковы для всех, кто живет и действует в условиях рыночной экономики.

Елена ШАЯН

Р. S. Высказывая свое мнение, участники беседы не претендуют на истину в последней инстанции. Если у вас есть свои соображения или вопросы по бизнес-образованию, присылайте их no e-mail: birzha@birzhaplus.nnov.ru, Шаян. Мы постараемся, чтобы на них ответили эксперты: руководители бизнес-программ или вузов.

Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru
DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24