MBA - НГТУ
MASTER   OF   BUSINESS    ADMINISTRATION
МАСТЕР ДЕЛОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ
СТАТЬИ В ПРЕССЕ

На волне или в пучине


В НГТУ прошла шестая Всероссийская научно-практическая конференция "Менеджмент XXI века" на одну из самых актуальнейших тем - "Инновационные технологии управления организационными изменениями". Почти одновременно и с тем же названием вышел сборник научных трудов под общей редакцией профессора, академика РАЕН, зав. кафедрой "Менеджмент" Нижегородского образовательного консорциума Виктора Матиашвили. С ним беседует корреспондент "Курса Н".


— Виктор Михайлович, вы говорили на конференции о глобальных вызовах быстро меняющейся внешней среды, связанных с бурно развивающимися процессами информатизации общества. А также о шоковых волнах в период перехода современных обществ к постиндустриальной экономике. Какие волны на нас идут?


— Нам надо говорить о целой серии шоковых волн. Причем все они не абсолютно новые. Они дошли до других стран быстрей, чем до нашей. Разные волны идут из разных эпицентров. Если "революция качества" как шоковая волна идет из Японии, то волна, которую можно назвать революцией компьютерных и цифровых технологий, накатывается в основном из США. Наверное, там же и эпицентр шоковой волны, связанной с формированием экономики услуг. Если говорить о таком геополитическом шоке, как развал Советского Союза, формирование однополюсного мира, то здесь эпицентр известен. Он в нашей стране, в Беловежской пуще, в тех решениях, за которые, расплачивается сегодня новое поколение. Но главное не в том, откуда идут шоковые волны. Главное в том, чтобы найти способы их оседлать, чтобы оказаться не в пучине, а на волне. И многим странам мира такое удается. Как научиться этому России - вот в чем вопрос.


— То есть надо осваивать новые технологии управления? В чем же отличие принципов менеджмента для информационной экономики?


— Об этом много можно говорить. Обозначу некоторые. Топ-менеджмент формулирует видение и миссию компании. Норма управления не фиксируется жестко. Вознаграждение зависит не от должности, а от результатов труда работников. К ним относятся как к единому классу ("знанийным" работникам), а не как к представителям "белых" и "синих" воротничков. Все члены организации имеют открытый доступ ко всей корпоративной информации. Работа фирмы становится эффективной, благодаря открытым информационным потокам. Стратегии направлены на удовлетворение потребностей клиентов. Вся деятельность ориентирована на поиск и использование быстро изменяющихся глобальных возможностей. Организационные границы подвижны и постоянно изменяются. Власть, как право контроля над ресурсами, постепенно передается работникам. Коммуникация внутри организации жестко не регламентирована и т.д.


— Не образуется ли новая шоковая волна на стыке совершенно противоположных направлений? На западе компании как бы растекаются вширь, доминирует аутсорсинг, а в России продолжается процесс образования вертикально-интегрированных структур.


— Да, именно этот процесс сегодня происходит, но попутно идут и другие процессы - децентрализации, диверсификации бизнеса, создание стратегических бизнес-единиц. Такие стратегии у наших крупных производственных объединений, например у ГАЗа и ЗМЗ. И люди, которые разрабатывают для них рекомендации, отлично понимают закономерности развития эффективного бизнеса. Большое перестало быть синонимом хорошего. А в ряде случаев большое просто не может быть хорошим по определению. Вызовы среды таковы, что либо ты принимаешь их, либо тебя смывает "шоковая волна".


— Очевидно, последнее зависит и от срока между вызовом и ответом на него?


— Это зависит от политических систем и политических лидеров. На уровне компаний это дело стратегов и собственников. Если ничего не предпринимать, то "шоковая волна" может произвести разрушительные действия. Мы видели это и на примере США, которые в 60-х и начале 70-х годов не прогнозировали новую шоковую волну, связанную с ростом цен на нефть и другие энергоносители, И это сильно изменило ландшафт во многих отраслях промышленности США, в частности в автомобилестроении. Сейчас там научились противостоять подобным вызовам. Ответом на повышение стоимости энергоносителей стали совершенно конкретные технологии и технические решения. А для России уже вызов - появление автомобилей по цене 70 тыс. долларов, которые по сути работают на воде. Вызов стране, живущей на "нефтяной игле" уже многие десятилетия и продолжающей жить на ней.


— Мне кажется, внедрить такой принцип информационной экономики, как вознаграждение не по должности, а по результатам труда в России невозможно. Разве что в Москве некоторые очень крупные финансовые структуры перешли на многоуровневую систему грейдов, учитывающую каждое даже маломальское достижение сотрудников. А директивно ничего не изменишь.


— Изменения должны происходить внутри самих компаний. По моим наблюдениям, нижегородские фирмы, работающие в сфере высоких технологий, уже научились решать такие проблемы. Они меняют систему мотиваций, строят всю свою деятельность на основе командного принципа. Команда отвечает за разработку и реализацию проекта. Это такие компании, как "Интел", "Телма", "Мера".


— Вы - руководитель программы МВА НГТУ. В чем ее особенности?


— Мы делаем акцент на практику, на решение конкретных проблем конкретных компаний, откуда приходят наши слушатели. Преподавание теории не самоцель. Такая методика позволяет сократить извечную дистанцию между теорией и практикой и сделать бизнес-обучение фактором роста стоимости компаний. Нашей программе четыре года, было уже два выпуска. Как правило у нас учатся собственники компаний, топ-менеджеры и в редких случаях менеджеры среднего звена. Люди, которые получили первые дипломы нижегородской школы МВА, возглавляют ведущие предприятия в малом и среднем бизнесе города и области.


— Было бы интересно услышать от вас макроэкономический прогноз.


— Мне не хотелось бы быть пессимистом, но в то же время я не хочу быть не искренним с вами. Думаю, долгосрочной перспективы у сегодняшней модели нет. Мне думается, нужна другая модель - социал-демократическая. Модель социально ответственного бизнеса и, самое главное, - социально-ответственного государства. Те, кто говорят, что борьба с бедностью - исключительно дело государства, ориентируются на модели Фридмана, на классический либерализм с его принципами "пусть идет, как идет, не мешайте действовать". В мировом бизнесе есть разные подходы к проблеме социальной ответственности.


— Кажется даже странным, что где-то есть социально ответственный бизнес.


— Два с половиной часа из нашего аэропорта, и вы прилетаете в страну, где действует и социально ответственное государство и социально ответственный бизнес, - в Германию. А о скандинавском социал-демократическом проекте даже и говорить не, буду. Это общеизвестно. Мы стали выстраивать американскую модель, но для нашей страны это мало перспективно. С моей точки зрения. Возможно, я ошибаюсь.

 

Владимир ЦВЕТКОВ

Главная страница Написать письмо
Rambler's Top100 liveinternet.ru DesignINNOV.RU

Нижегородский государственный технический университет им. Р.Е.Алексеева

Кафедра "Менеджмент"

Россия, 603600
г. Нижний Новгород,
ул. Минина, 24